Учебная программа для 5 класса по Основам Православной культуры

При разработке пособия опора осуществлялась на нижеприведенную программу. Вместе с тем в методические разработки уроков внесены коррективы. Конечный вариант содержания программы будет представлен к концу августа 2012 года.

Урок №01

Тема: Источники познания истории сотворения мира. Сотворение мира.

Источники познания — Мифологические и библейские.

Библия — Рукописная книга. Печатная книга. Оформление Книги. Состав и содержание Библии: Ветхий Завет и Евангелие (рассмотрение). Сотворение неба – невидимого мира (мира ангелов). Процесс сотворения мира духовного. Сонм ангелов (ангелы, серафимы, херувимы, архангелы и т.д.). Ангелы и падшие духи. Причины появления злых духов (бесы, диавол, сатана), возникновения зла в Божием творении.

Православная икона: Ангел Златые власы. Икона XII в.

Изобразительное искусство: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Духовное песнопение: Величание Небесным Силам

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: архангелы, ангелы, серафимы, херувимы, начала, власти.

Урок №02.

Тема: Сотворение мира (продолжение темы).

Как устроен мир: сотворение природы (1-5 день творения — Быт.1). Начало отсчета жизни на Земле. Старый и новый стиль календаря.

Изобразительное искусство: И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н. Пиросманишвили «Косули на водопое», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Музыкальные произведения: М.П. Мусоргский Цикл «Картинки с выставки» пьеса «Прогулка» (фрагмент). Звуки природы (аудиозаписи).

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: творчество, Творец, Отец, Владыка.

Урок №03.

Тема: Мироустроение.

Повторение: Рождество Пресвятой Богородицы.

Вещественная и духовная сопричастность Богу: Как устроен мир: создание человека. Шестой день: творение человека (Быт.1: 24-28). Прародители человечества: Адам и Ева, их жизнь в раю (Быт. 2). Грех как нарушение Закона. Адам и Ева, суть грехопадения и его последствия (Быт.2).

Изобразительное искусство: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях», В.М. Васнецов «Блаженство рая»

Классическая музыка: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Духовное песнопение: С. Зубаческий «Хвали, душе моя, Господа», «Седе Адам» Валаамский распев.

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: образ, подобие.

Урок №04.

Тема: Последствия грехопадения прародителей.

Авель и Каин: жизнеописание. Зависть. Братоубийство как следствие зависти. Рождение Сифа. Потомство Сифа (Быт. 3,4).

Изобразительное искусство: Ф.А. Бруни «Первое убийство»(1867), В.И. Бриоски «Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божьего»(1813), А.П. Лосенко «Авель»(1768), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Художественная литература: Н.С. Гумилев «Потомки Каина».

Духовное песнопение: «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста).

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: добродетель, грех, зависть

Урок №05.

Тема: Всемирный потоп (Быт 6-8).

Природная катастрофа как следствие греха (причины Божьего наказания). Праведный Ной и его сыновья. Явление Бога праведному Ною. Строительство ковчега. Потоп и последствия. Радуга как символ-напоминание о заключенном договоре между Богом и праведным Ноем. Типологическое соответствие Потопу – Церковь как корабль спасения. Ангельский чин монашества.

Духовное песнопение: «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста).

Изобразительное искусство: Ф.А. Бруни «Всемирный потоп»(1877); Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: праведный, завет (союз, договор) закон, заповедь, радуга.

Урок №06

Тема: История после Всемирного потопа (Быт. 9)

Разделение в семье. Грех Хама: осуждение, непочитание родителей, взрослых. Грех непочитания родителей.

Изобразительное искусство: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Музыкальные произведения: С.В. Рахманинов «Вокализ»

Церковнославянский язык: Работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: потомки

Урок №07.

Тема: Вавилонское столпотворение: география и история событий (Быт. 11).

История события и научные подтверждения. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящее.

Изобразительное искусство: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях», Брейгель «Вавилонская башня».

Духовное песнопение: «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста).

Церковнославянский язык: Работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: Вавилон, народ, нация, язык

Урок №08.

Тема: Мир духовный и мир материальный.

Священное Писание и Священное Предание о растениях.

Святоотеческая литература: Природа райская и природа земная (по творениям отцов Православной церкви). Христианское отношение к живому на земле. Проблемы экологии.

Духовное песнопение: «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста).

Церковнославянский язык: Работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: Священное Писание и Священное Предание

Урок №09

Тема: Праведный Авраам – отец богоизбранного народа (Быт.12-22).

Географические условия Ханаанской земли. Жизнеописание Авраама. Явления Бога Аврааму: библейское описание. Города Содом и Гоморра: грехопадение жителей и Божие наказание.

Изобразительное искусство: икона А. Рублева «Троица Ветхозаветная» (ХVI в). Фреска Андрея Рублева «Страшный суд» во Владимирском Успенском соборе (1400-е годы). Праотцы Исаак и Авраам (фрагмент). П.В. Басин «Три странника», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Художественная литература: А.Ахматова «Лотова жена».

Духовное песнопение: П. И. Чайковский «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста).

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Урок № 10.

Тема: Идолопоклонство как болезненная язва мира сего.

История идолопоклонства. Идолопоклонство в ветхозаветной истории (выход народа израильского и Моисея из Египта – Исх.32.) Идолопоклонство на Руси. Святой отрок Иоанн – жертва идолопоклонства наших предков (летописные источники).

Изобразительное искусство: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Духовное песнопение: «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста)

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: идол, кумир, жертвоприношение

Урок №11.

Тема: Исаак как прообраз Спасителя (Быт. 22)

Принесение Исаака в жертву. Женитьба Исаака – как пример почитания родителей, послушания, заботливого отношения супругов.

Изобразительное искусство: Рембрант Харменс ван Рейн «Жертвоприношение Авраама», А.П. Лосенко «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (1765), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Духовное песнопение: «Верую» (из литургии св. Иоанна Златоуста).

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: прообраз

Урок №12.

Тема: Иаков – родоначальник народа израильского.

Лествица как прообраз Божией Матери. Исав и Иаков: их отношение к Благословению Бога, благословению отца (Быт.27, 33). Иаков и лествица (Быт. 28,10). Обетование Божие и Врата Небесные (Вефиль).

Святоотеческая литература: «Лествица» св. Иоанна Лествичника.

Художественная литература: образ лестницы в искусстве (Н.В. Гоголь «Майская ночь или утопленница»).

Изобразительное искусство: Лествица (иллюстрации книги Г. Доре), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: первородство, лествица, Вефиль, Израиль

Урок №13.

Тема: Иосиф – прообраз Иисуса Христа (Быт. 37-46).

Иосиф. История продажи Иосифа, жизнь в Египте, свидание с братьями. Благословение Иаковом сыновей Иосифа (Прообраз Креста Христова.)

Художественная литература: работа над текстом повести святителя Игнатия (Брянчанинова) «Иосиф» (красота Иосифа, зависть братьев, предательство, продажа брата египетским купцам в рабство).

Изобразительное искусство: К.Д. Флавицкий «Дети Иакова продают своего брата», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Урок №14.

Тема: Начало периода вождей (Исх.1-3, 7-12).

Рождение и воспитание Моисея. Призвание Моисея. Неопалимая Купина. 10 казней египетских. Установление праздника еврейской пасхи

Православные иконы: иконы Ветхозаветных пророков. «Праотец Моисей» (середина XVI века). «Моисей снимает обувь перед Неопалимой Купиной» (начало XIII века). «Моисей, принимающий Закон» (начало XIII века).

Изобразительное искусство: Микеланджело. Статуя Моисея (1513-1515), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: Неопалимая Купина, Пасха, пророк.

Урок №15.

Тема: Исход евреев из Египта (Исх. 14 -17).

Переход через Чермное море. Путь евреев к Синаю: установление иерархии управления народом. История «Золотого тельца». Манна небесная. Синайское законодательство. Скиния завета. Зарождение священства. Иерархия священства в Православной Церкви.

Православная икона: икона «Моисей высекает воду из скалы».

Изобразительное искусство: И.Н. Крамской «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море», 1861г. П. Заболоцкий «Моисей источает воду из скалы», 1863г., Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Фотографии современного Синая.

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: священник, первосвященник, левит, иерархия

Урок №16.

Тема: Завоевание земли обетованной (Числа 13-27, Иисус Навин 1-13).

Ветхозаветный прообраз Христа Спасителя. Медный змей. Пророк Валаам и ангел (валаамова ослица). Взятие Иерихона (иерихонова труба)

Изобразительное искусство: Ф.А. Бруни «Медный змей», 1841г. ГРМ.; Г. Доре «Взятие Иерихона», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: благодать Божия, благоговение, земля обетованная.

Урок №17

Тема: Период Судей (Судей 4-16; 1 Царств 1-15).

Поклонение израильтян лжебогам. Гедеон, Самсон и Самуил – судьи и пророки.

Изобразительное искусство: скульптурное изображение «Самсон, разрывающий пасть льва», полотно Ф.С. Завьялова «Самсон разрушает храм филистимлян»(1836), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: судья

Урок №18.

Тема: Период царей (1 Царство 9 — 31).

Помазание Саула на царство. Непослушание Саула. Давид и Голиаф. Взаимоотношения Саула и Давида (как Промысел Божий).

Ветхозаветные поучения: против колдунов и гадателей (Втор. 18:9-14).

Почему нельзя обращаться к колдунам?

Изобразительное искусство: художественные произведения и иконы на библейские сюжеты «Давид и Голиаф», Н.Н. Ге «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856), Маунт «Саул и аэндорская ведьма» (1828), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: промысл Божий, помазанник Божий.

Урок №19

Тема: Царство Давида (2 Царств 2-24).

Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима. Взаимоотношения в семье Давида. Нравственные кризисы Давида. Давид – песнопевец (псалмопевец).

Православная икона: икона «Царь Давид».

Изобразительное искусство: Рембрандт «Давид и Урия», иллюстрации Густава Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Духовное песнопение: Псалом 50

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: Иерусалим, псалом, Псалтирь.

Урок №20

Тема: Разделение царства еврейского (3 Царств 1-12).

Царствование Соломона. Строительство Иерусалимского храма. Восстание еврейского народа и разделение царства еврейского (иудейское и израильское). Обращение к идолопоклонству израильского народа.

Зодчество: сравнение Скинии Завета, Иерусалимского храма, Православной церкви (практическое задание).

Православная икона: Икона «Царь Соломон», роспись XI века в кафедральном соборе св. Софии в Новгороде Великом.

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге «Суд царя Соломона», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Духовное песнопение: Псалом 50.

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Урок №21.

Тема: Пророки Израиля и Иудеи (3 Царств 17-22; 4 Царств 2-22).

Назначение пророка. Пророчество. Лжепророчество. (Втор.18: 15-22).

Пророк Илия: борьба против идолопоклонства, за чистоту веры.

Православная икона: иконы Илии пророка: «Вознесение на небо на огненной колеснице», «Илия поражает вааловых жрецов».

Изобразительное искусство: Питер Пауль Рубенс «Пророк Илия принимает хлеб и воду от ангела», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Урок №22

Тема: Пророк Иона.

Пророк Иона: непослушание Богу и Божий суд. Научные свидетельства достоверности события. Прообраз трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.

Изобразительное искусство: иллюстрации Густава Доре.

Художественная литература: М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Урок №23.

Тема: Женские образы в Ветхозаветной истории.

Ревекка: послушание, доброта, вера (Быт. 24). Руфь: забота о ближнем (свекрови), верность памяти мужа, вера в Бога, доброта, трудолюбие (Руфи 1-2).

Изобразительное искусство: иллюстрации Густава Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: жены-мироносицы

Урок №24.

Тема: Пророки вавилонского периода.

Вавилонский плен. Пророк Даниил: воспитание в царском дворце. Предсказания Даниила царю Навуходоносору. Друзья пророка: Анания, Азария, Мисаил в печи вавилонской (Даниил 1-14).

Изобразительное искусство: иллюстрации Густава Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Духовное песнопение: А. Кастальский «На реках Вавилонских».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: вавилонский плен

Урок №25

Тема: Падение вавилонского царства.

Валтасар – царь Вавилонский. Валтасаров пир. Божий суд. Даниил во рву со львами (Даниил 14 на самом деле глава 6, а 14-ая о другом).

Изобразительное искусство: Рембрандт «Пир Валтасара» (1635) и В.И. Суриков «Пир Валтасара» (1874). Иллюстрации Густава Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: валтасаров пир

Урок №26

Тема: Возвращение иудеев из вавилонского плена.

Построение второго Иерусалимского храма. Предсказание о пришествии Спасителя (пророки Аггей, Захария, Малахия). Восстание Маккавеев (1-ая Макавейская). Перевод Святого Писания на греческий язык – распространение христианского (?) учения по миру.

Изобразительное искусство: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Библия в иллюстрациях».

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: мученики за веру

Урок №27

Тема: Всеобщее ожидание Спасителя и ветхозаветные пророчества о Господе (о его Крестной Смерти).

Римское владычество. Правление Ирода Великого (потомок Исава).

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: кесарь, Богочеловек, спасение.

Урок №28

Тема: Пасха ветхозаветная и новозаветная.

Пасха ветхозаветная и новозаветная: отличия Пасхального праздника: смысл. Время празднования.

Духовное песнопение «Воскресение Христово видевше…»

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Урок №29

Тема: Православная культура погребения и ухода за могилами предков.

Православный обряд погребения. Уход за могилами предков. Виды захоронений воинов (братские могилы, курганы). Почему православные не посещают кладбище в Пасхальную седмицу.

Литература: Н. В. Гоголь «Старосветские помещики» (фрагмент похорон).

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: канун, панихида.

Урок №30

Тема: «День Славянской письменности».

Дар Слова. Кирилл и Мефодий – великие славянские учители.

Урок №31

Тема: Традиция празднования Дня Победы.

Церковное и гражданское празднование Дня Победы. Православные нравственные основы патриотизма, гражданственности. «Победу приближали как могли» (по материалам литературных произведений народов России). Поздравление родных и близких с Днем Победы. Концерт для воинов Российской армии, ветеранов.

Церковнославянский язык: работа с церковнославянскими текстами

Словарная работа: победа

Урок №32. Паломничество и трудничество.

Паломническая поездка по святым местам родного края (источник, храм).

Дела милосердия:

1.Тайная благотворительность: послушание в саду и огороде, в монастыре; помощь престарелым, инвалидам.

2. Миссионерская деятельность: концерты, доклады, встречи, беседы.

ВНИМАНИЕ! Пособие находится в стадии разработки; могут быть внесены изменения!