Нормативно-правовая база

протоиерей Андрей Федосов

Эффективная организация учебно-воспитательного процесса немыслима без опоры на хорошо проработанную нормативную базу. В настоящей статье кратко описан путь, по которому прошла Воскресная школа храма Архангела Михаила и образовательные учреждения района в процессе выстраивания системы духовно-нравственного образования в Красноармейском районе Самарской области и приведены разработанные нормативно-правовые документы.

2.jpgДуховно-нравственное образование. Сколько жарких споров вызвала эта тема, имея массу сторонников и противников. Мнения «за» и «против» слышны как со светской стороны, так и с церковной. Кто будет преподавать? Что преподавать? Как? Не вызовет ли это «обратного» эффекта? Масса вопросов к программам; опасения – не будет ли вместо «Основ Православной культуры» преподаваться «ОПК в интерпретации Марьи Ивановны», или вовсе какого-нибудь сектантства. Как контролировать процесс?

Вопросов да трудностей действительно очень много. Но означает ли это, что вместо того, чтобы попытаться как-то эти трудности преодолевать, мы можем махнуть на все рукой и сказать: «Уж лучше вообще никак»? А ведь мы почти все – верующие люди; должны же не только на свои силы, но и на помощь Божию как-то надеяться, и верить в то, что наши святые соотечественники молят Бога о своих многотрудных потомках.

В общеобразовательных школах Красноармейского района Самарской области с 2006-07 учебного года (т.е. пятый год) ведется курс «Основы Православной культуры». В первый год в 9-ти школах, затем в 12-ти, в прошлом учебном году подключились филиалы. Одновременно со школами в процесс духовно-нравственного образования включился Центр детского творчества (ЦДТ) – часть занятий проводится за счет кружковой работы. Сотрудничество с ЦДТ осуществляется на договорной основе. В профессиональном училище №33 Красноармейского района уже с 2001-02 учебного года факультативно преподается курс «История религии». Прошли обучение в СИПКРО и Самарской Духовной семинарии несколько воспитателей детских садов. Таким образом, деятельность по духовно-нравственному образованию в районе имеет самый широкий охват. Все дети посещают занятия строго по заявлению родителей (см. Бланк заявления, Бланк заявления для детского сада)

3.jpgС самого начала было ясно, что педагогам, взявшимся за совершенно новое и необычное дело, крайне нужна реальная помощь. Все они прошли трехнедельную подготовку в Самарской Духовной семинарии, но уровень знаний предмета оставлял желать лучшего. Это главная трудность, но кроме этого практически отсутствовали наглядные пособия, не было даже минимального количества учебно-методической литературы, было непонятно: как преподавать, оценивать или нет знание предмета, и т.д. Это, во-первых. А во-вторых, три десятка педагогов – целая армия; где в сельской местности взять столько воцерковленных верующих педагогов, проникнутых духом святоотеческого учения? Конечно, их нет. Приходится довольствоваться теми кого, что называется, Бог послал; заботиться о них, направлять, поправлять, учить.

Таким образом, наши педагоги действительно стали «детоводителями», открывающие и для себя, и для своих учеников нашу Православную культуру. Благо, что в основном это люди, которым, как говорится, «за державу обидно», причем многие из них высококвалифицированные специалисты, настоящие мастера своего дела. (Для удобства и наглядности при работе с кадрами ежегодно заполняется форма «Сведения о педагогах и обучающихся»)

1.jpgКак только в школах района ввели предмет ОПК мы, практически сразу, стали проводить семинары учителей ОПК на базе различных школ, где даются открытые уроки, проводятся лекции, беседы с педагогическими коллективами. Кроме консультативной и методической Приход оказывает и материальную помощь, исходя из своих возможностей и привлекая доброхотов. В основном средства идут на оборудование кабинетов – изначально был взят курс на самое современное оснащение кабинетов и использование на занятиях информационных технологий (см. образец Договора передачи имущества, и образец Ведомости на выдачу лителатуры). На сегодня в Красноармейском благочинии персональными компьютерами и демонстрационной техникой оборудовано 14 кабинетов ОПК, из фондов приходской библиотеки учебным заведениям передано порядка 2000 единиц учебной литературы. Все материальные средства передаются образовательным учреждениям в оперативное управление по договорам.

Деятельность, осуществляемая Приходом по духовно-нравственному образованию, была бы немыслима без поддержки Районного отдела образования, взаимодействие с которым скреплено Договором о сотрудничестве. Совместно с отделом образования разработана Схема организации духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи муниципального района Красноармейский. Из схемы видно, что Приход и Отдел образования создали Районное методическое объединение педагогов ОПК (далее РМО). Цель РМО — повышение педагогического мастерства учителей и качества духовно-нравственного образования и воспитания детей на основе сопряжения культуры и традиции Православия. Его деятельность регламентируется Положением о РМО. Методический центр действует в помещении Воскресной школы, где концентрируется весь накопленный положительный опыт работы педагогов, необходимая учебная, методическая и дополнительная литература, а так же портфолио педагогов, нормативная документация и т.д.

Кроме Положения о РМО разработано:

За четыре года удалось решить массу проблем, однако на повестке дня остро продолжает стоять огромное количество насущных вопросов, и первый из них – повышение уровня подготовки учителей ОПК, а так же создание условий для интеграции ОПК в другие учебные предметы, открытие на базе кабинетов ОПК филиалов Воскресной школы, и другие.

Создание данного интернет-сайта — еще один шаг на пути формирования условий для успешного осуществления духовно-нравственного образования и воспитания детей и взрослых, выход на новый уровень организации учебно-воспитательного процесса, возможность общаться с коллегами из различных уголков мира, делиться опытом и наработками.

Приглашаю всех православных педагогов, так или иначе задействованных в сфере духовно-нравственного обучения и воспитания, к сотрудничеству.

Дополнительный материал по теме:

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста — протоиерей Андрей Федосов